foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Baner text 1

Baner text 2

Baner text 3

Baner text 4

Baner text 5

Get Adobe Flash player

Издания Экодвижения

ishonch_tel_ru

Яндекс.Погода

Авторизация

Проблема эта столь беспрецедентного масштаба и неразрешимости, что нынешние способы решения не соразмерны с ней.

Прошло более четверти века с тех пор, так как лидеры планеты, собравшиеся в Рио-де-Жанейро в 1992 году, обязались от имени своих стран избегать «опасного антропогенного воздействия на климат», подписав конвенцию ООН об изменении климата. С тех пор положение лишь усугубилось. Уровень углекислого газа в атмосфере неуклонно растёт. Средняя глобальная температура также повысилась примерно на 1°C по сравнению с доиндустриальной эпохой. Наука, которая связывает эти два обстоятельства, неоспорима. Недавние экстремальные погодные явления, от наводнения в Ханое до пожаров в Калифорнии, скорее всего, случились из-за изменений, которые уже претерпел климат. И все будет только ухудшаться — возможно, даже катастрофически. 

В некотором смысле мир уже подготовился к этому. Ветер и солнечная энергия, благодаря огромным финансовым вливаниям, дополнили ядерные реакторы и плотины как возможные средства генерации гигаватт электроэнергии без сжигания ископаемого топлива. Как показывает вышедший на этой неделе номер нашего приложения «Технология ежеквартально» (Technology Quarterly), элементы энергосистемы, которые непросто электрифицировать, — некоторые виды транспорта и такие промышленные процессы, как производство стали и цемента, отопительные конторы и дома, также могут быть декарбонизированы с использованием появившихся технологий. И у разработчиков политики есть инструменты для проведения изменений, включая налоги на выбросы углерода, регулирование, субсидии и, если уж они это выберут, распоряжения и контроль.

Однако конференция ООН участников Парижского соглашения по климату в польском городе Катовице проходит на фоне не только повышения глобальной температуры, но и возрастающего отчаяния. Проблема очевидна; ставки огромны; решения посильны. Так почему ж ответ неадекватен?

Одна из причин — особые интересы. Существует грозное лобби, предупреждающее об опасности изменения климата. Но когда доходит до дела — как, скажем, во время недавнего голосования по поводу намерений штата Вашингтон ввести углеродный налог — его антагонисты из отрасли добычи ископаемого топлива положили на другую чашу весов чековую книжку. Ту, что породила культуру, которая категорически отвергает доказательства.

Но главная причина заключается в том, что в мире нет ни опыта борьбы с такой сложной проблемой, ни соответствующих институтов. Ущерб, нанесенный изменением климата, не ощущается людьми или поколениями, которые имеют наилучшие возможности ему противостоять. Те же, кому причиняется наибольший вред, являются и будут преимущественно бедняками и бедными странами. Люди, которых призывают оплатить расходы на сокращение этого вреда, есть и будут в основном намного благополучнее других. «Жёлтые жилеты», возмущённые увеличением французских налогов на топливо, и семья, которая через 20 лет окажется вынуждена покинуть землю в Мексике из-за засухи, ничего не знают друг о друге. Зато протестующий парижанин знает, что подобные налоги не вводятся в Америке или России.

Более благополучные могут лучше адаптироваться к изменению климата, чем бедняки, и, следовательно, имеют меньше резонов печься о необходимости перемен. А превращение бедного в настолько благополучного, чтобы этого было достаточно для адаптации, связано с экономическим ростом, который по-прежнему в основном обусловлен ископаемым топливом. Хотя никого не просят отказаться от этого роста, он же имеет последствия.

Что может дать понимание этого, чтобы преодолеть явный тупик? Одна из возможностей — очевидное влияние изменения климата. Геофизические особенности Земли уже перерисовываются. Сухие окраины тропиков наступают со скоростью около 50 км в десятилетие. Линия засушливости, определяющая американский Запад, с 1980 года переместилась примерно на 230 км к востоку. Морской лед в Арктике является тенью его прежнего. Никто не знает, сможет ли мир однажды проснуться и сократить выбросы до нуля. Даже если это произойдет, основная проблема в том, что количество парниковых газов, уже выброшенных в атмосферу, никуда не денется. Программа выкачивания углекислого газа из воздуха потребует огромных ресурсов и времени, пока хоть что-то изменится.

Другим стимулом могут быть инновации. В мире было бы гораздо меньше фирм, разрабатывающих электрические автомобили, если бы не Илон Маск и его «Тесла». Но без мер, содействующих распространению инноваций, таких как налог на углерод или субсидии и регулирование, одной только изобретательности как таковой недостаточно. Только та технология имеет смысл, которая используется. А граждане сопротивляются мерам, предотвращающим изменения климата.

Затем появляются новые формы международной деятельности. Легче, чем глобальные соглашения, даются небольшие договорённости с единомышленниками: я буду делать цемент, вы — плавить сталь, а затем мы можем делиться продукцией. Такой подход «климатического клуба» может уменьшить проблему захребетничества. Если крупные страны готовы быть щедрыми, число тех, что готовы сократить выбросы, может начать быстро расти.

Однако в конечном итоге страны, страдающие от изменения климата, могут прибегнуть и к односторонним мерам для улучшения собственного положения. Межправительственная группа экспертов по изменению климата отмечает: «весьма вероятно», что для ограничения повышения температуры попытаются отражать солнечный света до того, как он нагреет поверхность Земли, с использованием своего рода «солнечной геоинженерии». Допустим, геоинженерия проводится в масштабах таких стран, как Бельгия или Бразилия. Но её последствия не вполне предсказуемы и не будут всюду одинаковы — иным местам планеты может быть причинён вред. Так что она никак не заменяет собой смягчение последствий изменения климата, а намерение одной страны использовать её может пугать другие государства, сея нестабильность. Геоинженерию стоит развивать, но она может сделать мир ещё более опасным (подробнее читайте тут. — Прим. А.Ж.).

Источник: http://ekois.net/

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

logo_ru

  

Каракалпакское ТО Экодвижения

Ферганское ТО Экодвижения

Бухарское ТО Экодвижения

Сурхандарьинское ТО Экодвижения

Андижанское ТО Экодвижения

Ташкентское г. ТО Экодвижения

Хорезмское ТО Экодвижения

Кашкадарьинское ТО Экодвижения

Сырдарьинское ТО Экодвижения

Наманганское ТО Экодвижения

Ташкентское обл. отд. Экодвижения

Навоийское ТО Экодвижения

Джизакское ТО Экодвижения

Самаркандское ТО Экодвижения