foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Baner text 1

Baner text 2

Baner text 3

Baner text 4

Baner text 5

Get Adobe Flash player

Издания Экодвижения

ishonch_tel_ru

Яндекс.Погода

Авторизация

8 августа 2018 года в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан состоялся расширенное заседание рабочей группы по подготовке проекта закона Республики Узбекистан «О возобновляемых источниках энергии» ко второму чтению.

Данное мероприятие было организовано Комитетом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам экологии и охраны окружающей среды.В мероприятии приняли участие депутаты, руководители и ответственные сотрудники соответствующих министерств, ведомств и организаций, учёные и эксперты, а также представители средств массовой информации и иных институтов гражданского общества.

На заседании было отмечено, что использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) для развития Узбекистана является очевидным и необходимым в целях обеспечения энергетической, экологической, экономической безопасности, а также обеспечения устойчивого развития энергетики республики.

Участники мероприятия отметили, что в Узбекистане предпринимаются определенные шаги для оказания политической и экономической поддержки развития ВИЭ. Действует ряд нормативных документов, регулирующих отношения в сфере использования ВИЭ. В частности, в соответствии с Программой мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий и систем в отраслях экономики и социальной сфере на 2015-2019 годы, одобренной Постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2015 года № ПП-2343, в республике в последние годы реализуется широкий комплекс мер по обеспечению энергосбережения и внедрения ВИЭ в отраслях экономики и социальной сфере.

Осуществляются государственные программы и ряд достаточно крупных проектов, спонсируемых международными организациями и финансовыми институтами.

В республике создана технологическая база для производства и обеспечения сервисного обслуживания оборудования возобновляемых источников энергии. В настоящее время около 50 хозяйствующих субъектов имеют технологии производства оборудований возобновляемых источников энергии.

В то же время, инвентаризация нормативно-правовых актов, принятых за последние годы показал, что существующая законодательная и нормативная база Республики Узбекистан в области ВИЭ требует существенного развития, дополнения и разработки, подготовки отдельных законодательных актов, в которых должны найти отражение правовые, экономические и финансовые, а также управленческие механизмы поддержки развития использования возобновляемых источников энергии. Эти правовые документы должны содержать целый набор стимулов к внедрению новых ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и современного оборудования и, самое главное, воспитывающих высокую культуру энергопотребления, как на производстве, так и в быту.

Для дальнейшего развития ВИЭ в Узбекистане, необходимо принятие соответствующего законодательного акта, который обеспечил бы поддержку их развития и широкого использования. В целях создания нормативно-правовой базы, способствующей развитию и широкому внедрению ВИЭ Программой мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017-2021 годы, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2017 года № ПП-3012, была предусмотрена разработка и принятие Закона Республики Узбекистан «О возобновляемых источниках энергии».

В этой связи, группой депутатов разработан проект закона Республики Узбекистан «О возобновляемых источниках энергии», который 21 июля с.г. был принят в первом чтении.

Цель законопроекта – системное закрепление приоритетных направлений и комплекса мер государственной политики в области использования возобновляемых источников энергии, повышения энергоэффективности в отраслях экономики, социальной сфере и уровня диверсификации топливно-энергетического баланса, укрепления энергетической безопасности страны, а также снижение выбросов парниковых газов в рамках реализации задач устойчивого развития Республики Узбекистан.

В целом, законопроект закрепляет современные правовые нормы, направленные на увеличение доли использования возобновляемых источников энергии для снижения энергоемкости экономии и воздействия сектора производства электрической и тепловой энергии на окружающую среду, в том числе снижение выбросов парниковых газов в рамках реализации задач устойчивого развития Республики Узбекистан.

В ходе обсуждения законопроекта представителями соответствующих министерств, ведомств и организаций были высказаны мнения по усовершенствованию данного законопроекта. Например, представителем АО «Узбекэнерго» предложено включение правовых норм, предусматривающих внедрение «зеленой экономики» в рыночных отношениях, а представителями АН Республики Узбекистан и Министерства инновационного развития внедрение в сфере возобновляемой энергетики “ноу-хау”. Представителями предпринимательских субъектов было предложено конкретно указать правовые нормы по льготам и преференциям для производителей оборудования возобновляемых источников энергии.

А также, в ходе обсуждения законопроекта с учетом интересов электората были высказаны позиции представителей фракций политических партий по данному законопроекту. Например,  представитель Либерально демократической партии Узбекистана З.Ханиязовым было высказано, что законопроект закрепляет современные правовые нормы, направленные на увеличение доли использования возобновляемых источников энергии для снижения энергоемкости экономии и воздействия сектора производства электрической и тепловой энергии на окружающую среду, в том числе снижение выбросов парниковых газов в рамках реализации задач устойчивого развития Республики Узбекистан. Надо включить конкретные правовые нормы, стимулирующие механизмы и гарантии предпринимательской деятельности в данной сфере.

Представителем ДП “Миллий тикланиш” Н.Мухторов отметил, что в республике накоплен значительный опыт проведения научных и экспериментальных исследований в области применения альтернативных источников энергии, прежде всего солнечной энергии, по которым разработки проводятся в течении многих десятилетий. В республике создан не имеющий аналогов в Центральной Азии научно-экспериментальный центр - НПО «Физика-Солнце» Академии наук, результаты исследований которого получили мировое признание. На базе данного центра совместно с Азиатским банком развития в г. Ташкенте в 2013 году создан Международный институт солнечной энергии, призванный стать региональным центром для проведения научных и научно-экспериментальных исследований, результаты которых могут быть реализованы в качестве перспективных технологий использования солнечной энергии. Также, было предложено уделить приоритетное внимание национальным, местным производителям, в части предоставления льгот и преференций. Это позволить обеспечить безопасность и стабильность в области энергетики.

Представителем Народно-демократической партии А.Юнусовой отмечено, чтов предвыборной Программе приоритетным направлением деятельности партии обозначено улучшение коммунальных услуг, в том числе улучшение энергообеспеченности населения, особенно в сельских местностях. В этом контексте возобновляемая энергетика может стать единственным экономически обоснованным доступным источником энергии для населенных пунктов, расположенных в отдаленных, горных и труднодоступных районах. Для условий Узбекистана актуальными являются: ресурсы солнца, малая гидроэнергетика, ресурсы ветра, биомасса и геотермальная энергия.

Представителем СДП “Адолат” Ё.Холияровым отмечено, что в предвыборной Программе СДП “Адолат” приоритетным направлением является снижение энергоемксти экономики, расширение внедрения энергосберегающих технологий, в том числе возобновляемых источников энергии. Принятие данного Закона будет способствовать реализацию мероприятий по сокращению энергоемкости и ресурсоемкости экономики, широкому внедрению в производство энергосберегающих технологий, расширению использования ВИЭ, предусмотренных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, комплекса мер по развитию возобновляемых источников энергии и повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017-2021 годы. А также, Закон будет способствовать обеспечению полноценного выполнения международных объязательств, указанных в Уставе Международного Агентства по возобновляемой энергии, который был ратифицирован Законом Республики Узбекистан «О ратификации Устава Международного Агентства по возобновляемой энергии (Бонн, 26 января 2009 года)» в 2017 г.

Представитель депутатской группы Экодвижения Ф.Қуватов отметил, что освоение возобновляемых и новых источников энергии является непременным условием сохранения природных ресурсов для будущих поколений, улучшения экологии. Согласно экспертным оценкам потенциал возобновляемых источников энергии Узбекистана составляет около 51 млрд. тонн нефтяного эквивалента, технический потенциал – 182,32 млн. тонн нефтяного эквивалента, что в 3,1 раза превосходит текущий годовой объем добычи первичных энергетических ресурсов. В настоящее время освоено лишь 0,31 % этого потенциала. Поэтому, принятие данного Закона является важным правовым фактором обеспечения энергетической и экологической безопасности страны.

По итогам данного мероприятия были выработаны соответствующие предложения, направленные на дальнейшее совершенствование данного законопроекта.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

logo_ru

  

Каракалпакское ТО Экодвижения

Ферганское ТО Экодвижения

Бухарское ТО Экодвижения

Сурхандарьинское ТО Экодвижения

Андижанское ТО Экодвижения

Ташкентское г. ТО Экодвижения

Хорезмское ТО Экодвижения

Кашкадарьинское ТО Экодвижения

Сырдарьинское ТО Экодвижения

Наманганское ТО Экодвижения

Ташкентское обл. отд. Экодвижения

Навоийское ТО Экодвижения

Джизакское ТО Экодвижения

Самаркандское ТО Экодвижения