В Брюсселе в здании Европарламента состоялась международная конференция на тему «Экологическая катастрофа Аральского моря. Можем ли мы спасти высыхающее море?», организованная при содействии Европарламента, ООН, Европейской Комиссии и ОБСЕ. 
В мероприятии приняли участие представители международных европейских политических, экономических и экспертно-аналитических кругов. 
Узбекистан на конференции представляли - делегация во главе с Вице-спикером Законодательной палаты Олий Мажлиса, председателем депутатской группы Экологического движения Узбекистана Борий Алихановым, представители посольства Узбекистана в Бельгии и миссии Республики Узбекистан при ЕС.
Ниже публикуется полный текст выступления главы узбекской делегации Б. Алиханова – Председателя Исполкома Центрального Кенгаша Экологического движения Узбекистана: 
Экологические проблемы и вызовы в контексте глобальной кооперации по обеспечению экологической устойчивости и стабильности в регионе 
Устойчивое развитие любого государства базируется на трех составляющих это: экономический рост, социальная защита и экологическая безопасность. 
Между тем, в системе мер обеспечения национальной безопасности страны особую роль играет экологическая устойчивость.
В сентябре т.г. на Саммите по Целям развития тысячелетия Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в очередной раз призывал мировое сообщество к необходимости совместных усилий для решения одной из главных экологических угроз проблема Арала, которое по масштабам имеет глобальный характер. 
Аральское море – одно из древнейших озер на планете и еще не так давно было четвертым по величине озером в мире, славилось богатейшими природными запасами, а зона Приаралья считалась процветающей и биологически богатой природной средой. 
До 1960 г. площадь Аральского моря равнялась 68,9 тыс. кв. км, объем воды составлял 1083 куб. км и море питалось за счет рек Амударья и Сырдарья. Ихтиофауна Арала насчитывала 20 видов рыб, а на обширных территориях Приаралья обитали ряд видов копытных, которые сегодня занесены в Красную Книгу Узбекистана. Флористический состав дельты Амударьи состоял из 638 видов высших растений. 
К сожалению все это в прошлом.
Сегодня в Приаралье утрачено уже свыше половины генофонда растительного и животного мира.
В течение 45-50 лет на глазах одного поколения гибнет целое море. Море продолжает исчезать, в том числе из-за интенсивного испарения, вызывая повсеместное ухудшение экологической обстановки и усугубление кризиса.
Сегодня его объем сократился более чем в 13 раз, а площадь - более чем в 7 раз. Уровень воды снизился на 26 м, береговая линия отступила на сотни километров. Соленость воды достигла в западной части до 120 г/л, восточной - до 280 г/л. 
Последствия экологической катастрофы затронули условия жизни миллионов человек, проживающих в бассейне Аральского моря. Усилились сезонные засухи. В Приаралье число дней с температурой выше 40°С увеличилось в 2 раза. По прогнозам специалистов, в 2035-2050 гг. температура воздуха в регионе может возрасти еще на 1,5-30С. 
На высохшей части моря появились обширные территории белых солевых полей, засыпанных песком, превратившиеся в новую пустыню Аралкум площадью более 5,0 млн. га. Пылевые и солевые бури разносят на сотни километров миллионы тонн соли, пыли и песка. 
В настоящее время в Южном Приаралье обмелели и высохли многие малые озера. Это привело к исчезновению почти 90% существовавших тугайных зарослей на площади 800 тыс. га, а вместе с ними и их обитателей. Погибли от недостатка влаги леса вдоль рек, исчезли сотни озер в дельте. 
Биологическая продуктивность Приаралья в результате антропогенного опустынивания сократилась в 10 раз. 
Сокращение пастбищ и снижение продуктивности земель послужили причиной потери более 100 тыс. рабочих мест в районах, непосредственно прилегающих к Аральскому морю. 
Это лишь некоторые результаты Аральской катастрофы.
После обретения независимости Узбекистан предпринял колоссальные усилия для смягчения Аральской экологической катастрофы. 
По инициативе Президента И.А.Каримова был создан Благотворительной общественный фонд по защите генофонда Приаралья.
Проведение по инициативе Узбекистана в марте 2008 года в Ташкенте международной конференции по Аралу придало значительный импульс для широкого рассмотрения этой острой проблемы в международном формате. 
По итогам форума приняты Ташкентская Декларация и План действий, предусматривающий реализацию проектов на общую сумму около 1,5 млрд. долларов, который может быть эффективно использован при разработке третьей фазы Программы действий по оказанию помощи региону бассейна Аральского моря в рамках Международного фонда спасения Арала (МФСА), рассчитанной на 2011-2015 годы. Мы рассчитываем на значительное усиление координационной роли ООН и Евросоюза в этой работе. 
В апреле 2010г. зону Приаралья посетил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, который отметил, что увиденное оставило у него неизгладимое впечатление. Он заверил, что ООН готова оказать содействие Узбекистану в решении экологических проблем.
Пан Ги Мун приветствовал принятую в рамках Генассамблеи ООН в 2009 г. резолюцию о придании Международного фонда спасения Арала статуса наблюдателя при ГА. 
Мощность и масштабы существующих в этой сфере задач требует консолидации усилий не только государственных органов, но и общественных объединений, институтов гражданского общества в деле комплексного решения проблем улучшения экологической обстановки в стране и регионе в целом. Охрана окружающей среды должна стать делом государства, общества и каждого гражданина. 
Важнейшую задачу по преодолению последствий высыхания Арала и экологического оздоровления бассейна Аральского моря мы видим, в первую очередь, в осуществлении следующих мер: 
- создание локальных водоемов с целью сокращения пылевых и солевых бурь, восстановление биоразнообразия и дельтовой экосистемы; 
- проведение лесопосадок, закрепление подвижных песков, уменьшение выноса ядовитых аэрозолей с высохшего дна; 
- обеспечение населения питьевой водой; 
- системное изучение влияния растущего экологического кризиса в зоне Приаралья на состояние здоровья и генофонд населения, предупреждение и профилактика широкого распространения различных опасных, специфичных для этого региона заболеваний людей, опережающее развитие социальной инфраструктуры. 
На реализацию указанных проектов и программ в Узбекистане только за последние 10 лет затрачено свыше 1 млрд. долл. США. 
В рамках внедрения водосберегающих технологий, в 2009 году на площади более 2200 га внедрены системы капельного орошения. Разрабатывается комплексная программа по широкому внедрению водосберегающих технологий на период до 2020 года. 
За счет государственного бюджета в 2005-2009 гг. построены 88 км новых каналов, реконструированы 1120 км оросительных систем, достигнуто повышение водообеспеченности орошаемых земель на площади около 53 тыс. гектаров. 
За счет фонда мелорации в 2009г. в Узбекистане выполнены мелиоративные работы на сумму 93 млн. долл.
В настоящее время готовится к реализации ряд проектов на общую сумму 372 млн. долл. США.
Проблема Арала непосредственно связана с рациональным и разумным использованием водно-энергетических ресурсов региона, прежде всего основных водных артерий Центральной Азии – Амударьи и Сырдарьи. 
Мы убеждены, что под постоянным вниманием ООН должны находиться вопросы бережного и эффективного использования водных ресурсов трансграничных рек.
В Узбекистане придерживаются твердой позиции о необходимости обязательного проведения международной экспертизы под эгидой ООН всех гидроэнергетических проектов на трансграничных реках. Когда речь идет о строительстве в верховьях рек бассейна Аральского моря таких крупных гидросооружений, как Камбаратинская ГЭС и Рогунская ГЭС, в проведение экспертизы должны быть вовлечены абсолютно независимые авторитетные специалисты, которые будут руководствоваться не только принципами объективности, но и соответствующими Конвенциями ООН.
В заключениях международных экспертов должны найти четкое отражение ряд принципиально важных моментов: 
во-первых, соответствие современному уровню проектирования и проектных решений с учетом возможных последствий от стихийных, природных и техногенных бедствий; 
во-вторых, мера ущерба, которая может быть нанесена экологии; 
в-третьих, сохранение водного баланса в регионе и гарантии существующего режима стока рек. 
Благодаря последовательной и принципиальной позиции, сегодня практически все вовлеченные в этот процесс государства региона, а также государства и организации, способные влиять на этот вопрос (Россия, Китай, Евросоюз, Всемирный банк, Азиатский банк развития и др.) понимают и признают необходимость согласованных решений и действий при реализации подобных крупных проектов. 
Строительство гидротехнических сооружений, подобных Рогунской ГЭС приведет к усугублению и без того непростой экологической обстановки в этом регионе и многочисленным социально-экологическим и гуманитарным катастрофам. 
Проектирование гигантской ГЭС велось по тем же лекалам, что и других крупных гидросооружений на пространстве СНГ, не предусматривающим прохождение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду. К примеру, последствия прошлогодней аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в России до сих пор устраняются.
Строительство гидроузла с конца 80-х – начала 90-х годов велось со значительными отклонениями от проектных решений. Приостановка строительства в 1992 году проводилась практически без консервации. Строительные туннели и другие сооружения серьезно разрушены мощными селевыми потоками.
На момент принятия решения о продолжении строительства многие конструктивные фрагменты плотины пришли в негодность. 
Гидроузел строится в сейсмоопасной зоне, что может спровоцировать новые землетрясения и создать опасность для жизни сотен тысяч людей. 
В случае прорыва плотины после полного завершения строительства Рогунской ГЭС в проектных параметрах, волной высотой (в зависимости от степени наполнения водохранилища) от 245 до 280 м в районе Нурекской ГЭС (начальная точка) и 6 - 7 м в Республике Каракалпакстан (конечная точка) будет разрушен весь каскад ГЭС (6 гидроузлов), будут затоплены площади 1,3 - 1,5 миллиона га, свыше 700 населенных пунктов на территории Таджикистана, Афганистана, Узбекистана, Туркменистана, где проживают около 5 миллионов человек, в том числе 3 миллиона - в Узбекистане. 
Кроме того, строительство Рогунского водохранилища приведет к сокращению площади посевных земель и снижению урожайности, резкому ухудшению обеспеченнности питьевой водой около 18 млн. человек, проживающих в низовьях реки, ухудшению генофонда, резкому сокращение биоразнообразия. 
Еще одной значительной экологической проблемой являются последствия деятельности Таджикской алюминиевой компании (ГУП ТАЛКО), крупнейшего на пространстве СНГ и единственного в Центральной Азии предприятия по производству алюминия.
Это предприятие построено на основе устаревшей и экологически «грязной» технологии по производству алюминия.
ГУП ТАЛКО расположено на территории с горно-долинным рельефом, где роза ветров, подземный поток и поверхностные воды имеют преимущественное направление вниз по долине, что способствует распространения загрязнений на приграничных районах Узбекистана.
Дальнейшее увеличение мощности ГУП ТАЛКО ухудшит состояние здоровья населения, увеличит развитие эндокринных, онкологических и других системных заболеваний. Для женщин фертильного возраста возрастает риск патологии беременности и родов, увеличиваются детская заболеваемость и смертность, а также участятся врожденные пороки развития. 
В условиях обострения этих проблем и возрастания угроз экологической безопасности страны настоятельным требованием времени стало создание Экологического движения Узбекистана, объединившее более 220 ННО, действующих в сфере охраны окружающей среды и здравоохранения.
Введенный институт квотирования, на основе которого впервые в мировой практике 15 депутатских мест в парламенте Узбекистана представлено для Экодвижения, способствует решению поставленных задач на парламентском уровне, а также осуществлять парламентский контроль над выполнением законов в области экологии и охраны окружающей среды.
Поддерживая требования общественных экологических организаций страны, мы призываем международное сообщество, правительственные и неправительственные организации:
1. Оказать содействие в выработке и реализации мер международного сотрудничества по смягчению последствий, связанных с Аральским кризисом, принятии согласованного решения по этой глобальной проблеме.
2. Обратить особое внимание на то, что строительство новых крупных гидротехнических сооружений в верховьях трансграничных рек приведет к дальнейшему истощению водных ресурсов в Центрально-азиатском регионе. В связи с этим возникает необходимость обязательного проведения экологической и технической экспертизы проектов строительства таких объектов с участием международных экспертов, в том числе на предмет соответствия их принципам и нормам международного права по использованию трансграничных водотоков.
3. Поддержать инициативу о проведении объективной экологической экспертизы воздействия промышленных выбросов ГУП ТАЛКО на окружающую среду и здоровье населения южных регионов Узбекистана. 
Мы убеждены, что совместные усилия позволят предотвратить нарушение экологического баланса в Центрально-азиатском регионе и смягчить последствия негативного воздействия антропогенных факторов на окружающую среду и здоровье населения.