ТАШКЕНТСКАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ

участников международной конференции

«Совместные действия по смягчению последствий Аральской катастрофы: новые подходы, инновационные решения, инвестиции»

(Ташкент, 7-8 июня 2018 года)

 

 

На 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев привлек внимание международного сообщества к одной из острейших экологических проблем современности – высыханию Аральского моря и призвал к активной консолидации международных усилий для преодоления его последствий.

В целях выполнения данной задачи принято Распоряжение Кабинета Министров № 327-с от 26.04.2018 г. о проведении в рамках Центрально-азиатского международного экологического форума в г. Ташкенте 7-8 июня 2018 года международной конференции на тему:«Совместные действия по смягчению последствий Аральской катастрофы: новые подходы, инновационные решения, инвестиции», в подготовке и проведении которой приняли участие заинтересованные министерства и ведомства, научные учреждения,представители бизнеса, международные и общественные организации. Участие в конференции ведущих эксперты изболее чем 20 стран мира, представителей дипломатического корпуса и международных организаций, действующих в Центральной Азии, видных ученых и специалистов свидетельствует о высокой значимости и актуальности экологических и социально-экономических проблем, связанных с катастрофой Аральского моря, для Центральной Азии и всей планеты. В ходе конференции отмечалось, что посещение Приаралья Генеральным секретарем ООН г-ном Антонио Гуттеришем в июне 2017 года стало еще одним свидетельством пристального внимания к данному региону и готовности мирового сообщества оказать помощь его жителям. ООН инициировала создание  в Узбекистане много-партнерский трастового фонда по обеспечению человеческой безопасности для региона Приаралья и оказывает практическое содействие в реализации ряда социально значимых проектов. Отмечалось также, что Республика Узбекистан предпринимает значительные усилия для смягчения негативных последствий Аральского кризиса. За годы независимости в проделана масштабная работа в рамках программ МФСА ПБАМ-1, ПБАМ-2, ПБАМ-3. В целях реализации комплекса мер, направленных на улучшение экологической и социально-экономической обстановки, условий проживания населения в регионе Приаралья, своевременной и эффективной реализации инвестиционных проектов по смягчению последствий экологической катастрофы Аральского моря 18 января 2017 г. принята Государственная программа по развитию региона Приаралья на 2017-2021 годы, направленная на улучшение условий и качества жизни населения региона Приаралья, предусматривающая: осуществление комплексных мер по созданию новых рабочих мест, обеспечению занятости населения, а также повышению инвестиционной привлекательности региона; развитие системы водоснабжения и повышение уровня обеспечения населения чистой питьевой водой, улучшение систем канализации, санитарии и утилизации бытовых отходов и очистки сточных вод;

мероприятия по дальнейшему развитию в регионе системы здравоохранения и сохранению генофонда населения; дальнейшую реализацию мер, направленных на улучшение жилищных условий проживающего в регионе населения, ремонту внутридомовых инженерных коммуникаций и мест общего пользования в многоквартирных домах, а также благоустройство прилегающих к домам территорий с созданием детских и спортивных площадок; развитие транспортной, инженерной и коммуникационной инфраструктуры населённых пунктов региона, совершенствование оросительной сети и сетей наружного освещения, улучшение систем теплоснабжения городов Нукус и Ургенч, предусматривающее внедрение современных энергосберегающих технологий. В выступлениях участников конференции  особое внимание было уделено реализации практических мер по смягчению негативных последствий  Аральского кризиса. В частности, создан Фонд развития региона Приаралья при Министерстве финансов Республики Узбекистанв целях надежного и стабильного финансового обеспечения мероприятий по дальнейшему развитию региона Приаралья, кардинальному улучшению условий и качества жизни населения. Представлены налоговые льготы вновь создаваемым микрофирмам и малым предприятиям в сфере промышленности, функционирующим в районах Республики Каракалпакстан и Хорезмской области. Установлены льготные размеры ежемесячной родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях,и специализированных школах,и центрах культуры и досуга населения, расположенных в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области. В Республике Каракалпакстан и Хорезмской области введен новый вид социального пособия в форме единовременной материальной помощи нуждающимся семьям, одиноким гражданам, пенсионерам, семьям с кормильцем-инвалидом и другим малообеспеченным категориям населения. Для жителей Республики Каракалпакстан и Хорезмской области реализация железнодорожных и авиапассажирских билетов осуществляется по специальным льготным тарифам. Принимаются меры по привлечению средств технического содействия (грантов) зарубежных доноров для финансирования проектов по обеспечению населения региона Приаралья чистой питьевой водой, созданию новых рабочих мест, улучшению экологической обстановки.На реализацию этой программы направляется около 8,5 трлн.сум. Участники международной конференции «Совместные действия по смягчению последствий Аральской катастрофы: новые подходы, инновационные решения, инвестиции», всесторонне обсудив предложенные инновационные идеи и новые подходы по преодолению негативного воздействия экологических –экономических факторов, связанных с усыханием Аральского моря, на здоровье населения и состояние окружающей среды зоны Приаралья, пути реализации инвестиционных проектов по оздоровлению экологической ситуации в данном регионе, сделали следующие выводы и рекомендации:

Выводы

  1. Проблема Арала признана Организацией объединенных наций одной из острейших глобальных проблем современности, для решения которой необходима мобилизация усилий не только стран Центрально-азиатского региона, но и всего мирового сообщества. На протяжении более 50 лет во всем мире широко обсуждаются масштабные негативные экологические и социально-экономические последствия усыхания Аральского моря для региона Центральной Азии. Масштабы существующих проблем требуют привлечения внимания широкой мировой общественности к мерам, направленным на стабилизацию экосистем региона  и достижение его устойчивого развития. Прогнозы  нарастания водного дефицита в результате роста населения, экономического развития стран, изменения климата и других факторов требуют осуществления консолидированных мер стран региона по водосбережению и мониторингу водных ресурсов и уязвимых экосистем, включая осушенное дно Аральского моря. Страны бассейна Аральского моря все еще имеют потребности в крупных инвестициях, новых технических и инновационных решениях для системных совместных действий по стабилизации экологической обстановки в Приаралье, сбалансированному развитию экономики, решению социальных вопросов и адаптации населения региона к изменению климата.  Благодаря усилиям руководства Узбекистана, направленным на установление добрососедских отношений со всеми странами Центральной Азии, в последние годы наметились определенные успехи в решении ряда сложных вопросов регионального характера, включая проблемы управления и использования водных ресурсов. Одним из приоритетов во внешней политике Узбекистана Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев обозначил именно решение вопросов совместного взаимовыгодного использования водных ресурсов региона и объединение усилий в преодолении последствий Аральского кризиса. Международная конференция придала новый импульс привлечению инвестиций и усилению регионального сотрудничества в реализации проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды и условий жизни населения зоны Приаралья.

Рекомендации:

  1. Государства региона в рамках деятельности Международного Фонда по спасению Араладолжны стремиться к согласованной практической направленности и координации своих действий, осуществляемых для решения проблем Приаралья, повышения эффективности реализуемых программ по смягчению последствий Аральской катастрофы, определения путей сотрудничества в реализации проектов, направленных на улучшение экологической и социально-экономической обстановки не только в регионе Приаралья, но и во всем бассейне Аральского моря,а также привлечение инвестиций для их реализации. 
  2. 2.                 Участники Конференции считают важными направлениями сотрудничества в решении социальных и экологических проблем в регионе Приаралья:

2.1.          Согласование и координацию практических действий стран региона, направленных на решение проблем бассейна Аральского моря и Приаралья;

2.2.          Инвентаризацию и оценку выполнения принятых ранее программ и проектов по смягчению последствий Аральской катастрофы и выработку предложений по их реализации; 2.3.          Обеспечение реализации принятогона Конференции пакета проектных предложений, направленных на улучшение экологической и социально-экономической обстановки в бассейне Аральского моря, для реализации которых вовлечены зарубежные инвестиции и средства представителей местного бизнеса; 2.4.          Углубление сотрудничества стран региона по совместному управлению водных ресурсов трансграничных рек Центральной Азии, обеспечению экономического и социального развития зоны Приаралья и выработке новых подходов иинновационных решений в использовании водных ресурсов бассейна Аральского моря; 2.5.          Активизацию усилий по созданию под эгидой ООН много-партнерского трастового фонда по обеспечению человеческой безопасности для региона Приаралья; 2.6.          Развитие охраняемых природных территорий в Приаралье, скоординированная активизация лесомелиоративных работ на осушенном дне Аральского моря–на единой научно-обоснованной основе; 2.7.          Вовлечение молодых специалистов к обсуждению экологических проблем Арала, выработке инновационных решений и использованию современных технологий для их решения. 3.                 Участники Конференции считают важнейшими задачами: 3.1.          Международного фонда спасения Арала:

- активизировать поиск новых подходов и использование инновационных идей к разработке и реализации ПБАМ-4; - поддержать инициативу ООН о создании в Узбекистане много-партнерского трастового фонда по обеспечению человеческой безопасности для региона Приаралья; - оказать содействие в реализации пакета инновационных проектов, принятых участниками конференции. 3.2. Правительств стран Центральной Азии: - активизировать деятельность по сохранению и усилению потенциала МФСА, поиску новых путей совершенствования его структур в соответствии с позитивными изменениями экономических и политических отношений, развитием культурных связей в Центрально-азиатском регионе; - ускорить формирование предложений в ПБАМ-4 и представить их на саммит МФСА в августе 2018г.; - предусмотреть меры по совершенствованию нормативно-правовых актов в соответствии с новыми подходами к использованию трансграничных водных ресурсов в бассейне Аральского моря и имплементации норм международного водного права в национальное водное законодательство. 3.3. Государственных учреждений, субъектов бизнеса, общественных организаций стран Центрально-азиатскогорегиона: - направить усилия на поиск новых подходов к развитию сотрудничества между государственными учреждениями, бизнес-структурами, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества в реализации проектов в рамках ПБАМ-4 и других региональных программ международных организаций; - принять системные меры для расширения занятости и роста доходов населения в зоне экологического бедствия за счет привлечения зарубежных инвестиций для создания современных маловодоемких индустриальных и сельскохозяйственных производств, развития малого бизнеса, сферы услуг; - разработать и реализовать планы широкого информирования населения стран Центральной Азии и зарубежных стран о новых подходах к решению экологических и социально-экономических проблем Приаралья; 3.4.          Научных и образовательных учрежденийЦентрально-азиатского региона:

- разработать и внедрить новые программы повышения уровня экологических знаний населения, особенно, молодежи на всех этапах образовательного процесса, широко используя принципы непрерывного экологического образования и образования для устойчивого развития;

- усилить поиск и внедрение инновационных технологий энерго-, ресурсо- и водо-сбережения в промышленности, аграрном секторе и коммунально-бытовой сфере, широко пропагандировать наилучшие практики рационального использования водных и других природных ресурсов.

  1. 4.                 Международным финансовым институтам и международным организациям:

4.1. Оказать экспертную поддержку, научно-методическую помощь и организационно-техническое содействие в формировании ПБАМ-4 и реализации включенных в Программу проектов;

4.2. Содействовать созданию в Узбекистане много-партнерского трастового фонда по человеческой безопасности для региона Приаралья и финансированию его программ, направленных на смягчение негативных последствий усыхания Аральского моря на условия жизни и здоровья населения региона;

4.4.          Направить усилия экспертного сообщества на распространение эффективных инноваций в практику реализации региональных программ и проектов, направленных на содействие странам региона в вопросах укрепления здоровья и защиты генофонда  населения, снижения уровня заболеваемости, детской и материнской смертности, улучшения доступа к чистой питьевой воде, повышения уровня санитарии и гигиены, улучшения охраны окружающей среды;

4.5.          Оказать содействие странам региона, потребляющим водные ресурсы трансграничных рек в питьевых и ирригационных целях, в эффективном их использовании за счет снижения необоснованных потерь, внедрения прогрессивных технологий полива, интегрированного управления водными ресурсами.  Участники Конференции призывают правительства стран и международные организации консолидировать усилия для решения социально-экономических и экологических проблем Приаралья, повышения эффективности реализуемых программ и проектов по смягчению последствий Аральской катастрофы для окружающей среды и здоровья населения, а также привлечения инвестиций в целях их реализации.